Единый федеральный номер

(звонок по России бесплатный)

8 (800) 505-45-70

info@natsprom.ru

Национальная Промышленность

Межрегиональная общественная организация


Сергей Вакушин: Авиастроению необходим российский нанопорошок для 3D принтеров

По мнению заместителя руководителя КБ им. А. Люльки, без этой технологии российское авиастроение навсегда потеряет конкурентоспособность

На фото: Сергей Вакушин , заместитель руководителя КБ им. А. Люльки (слева на фото).



 

На круглом столе “Импортозамещение в промышленности Москвы” Сергей Вакушин , заместитель руководителя КБ им. А. Люльки рассказал о том, что российская авиационная промышленность крайне нуждается в российском порошке для принтеров, на которых можно напечатать авиационный двигатель. В настоящий момент этот порошок в России производится, но не в промышленных количествах. КБ им Люльки занимается разработкой двигателей для боевых самолетов; именно это предприятие разрабатывало двигатель для Су-35, а в настоящий момент работает над двигателем для боевого самолета пятого поколения. “Национальная промышленность” решила узнать подробнее о том, что необходимо для начала производства порошка для 3D принтеров в России.

У вас сейчас есть только опытное производство двигателей?

Мы занимаемся разработкой современных авиационных двигателей. Так как сейчас идет концентрация производственных мощностей, и производство в Москве закрыто, большая часть нашего опытного производства сконцентрирована в Лыткарино. Серийное производство прошедших полный цикл испытаний двигателей передано на Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО). Какие должны быть требования для производства порошка для принтера для производства авиационного двигателя, о котором вы говорили?

Кто бы это мог быть?

На данный момент требования очень серьезные, порядок 20 микрон, на данный момент дальше всех продвинулись в этом вопросе в ВИАМ, но в сложившейся ситуации необходима серьезная поддержка со стороны государства.

Этим может заняться существующие металлургическое производство?

Вопрос в том, кто будет локомотивом, сейчас многие занимаются этим вопросом, но серьезных достижений нет, поэтому сейчас все находятся на этапе старта, кто то ушел чуть дальше, кто то только приступает. Например, этим вопросом уже заинтересовалась правительство Башкирии, они создают Технополис, немалую роль в этом проекте играет и УМПО. Так как УМПО и наше ОКБ им. А. Люльки занимается разработкой и изготовлением двигателей для боевой авиации мы прежде всего заинтересованы в изготовлении порошка в Российской Федерации. Неслучайно все двигатели, даже которые были изготовлены в девяностых годах, изготавливались из Российских комплектующих. Вот и сейчас, наш новый проект - серийный двигатель для Су-35С сделан из российских комплектующих. Это одно из требований Министерства обороны к продукции военного назначения. Я думаю, что уже достаточно скоро большинство конструкций будут производиться по аддитивным технологиям, то есть они будут напечатаны. Сейчас мы отстаем от остального мира на 2 года, и счет идет уже на часы. Если мы ничего не сделаем в этой области, мы гарантированно отстанем навсегда. Президент Российской Федерации рассказал, что ПД-14 - это новый двигатель, который будет использоваться на большинстве новых российских самолетах. Но уже скоро появятся зарубежные двигатели, которые будут производится с использованием аддитивных технологий, будут стоить на порядок дешевле, будут экономичнее и легче существующих. Аддитивные технологии позволяют сократить время разработки новых двигателей, Если мы сейчас не внедрим эту технологию, то западные компании в уже обозримые сроки будут разрабатывать и внедрять новые двигатели в течение нескольких лет. Мы же будем делать разработку, как и сейчас - в течение 15 лет, в данном случае время - это не только деньги, но и выживание самой отрасли.

Итак: станки есть

Станки есть, они зарубежные, мы можем их приобрести. Но материал (порошок) нужен наш. И это основная цель которую мы ставим перед собой - создание в России комплекса по выпуску металлических порошков большого ассортимента.

А что с предприятиями? вы их поискали и не нашли, их нет?

Как я говорил, больше всех в этом вопросе продвинулся ВИАМ, но это лишь опытное производство. А нам нужно серийное производство, уже сейчас мы оцениваем потребность в 14 тонн, а к 2020 году - 56 тонн, и это только для опытного производства.

Это какая-то адски сложная технология?

Диаметр гранул должен быть 20 микрон, то есть это - нанотехнологии. При этом, производство должно быть серийным, т.е. при достаточно большом объеме иметь большой процент выхода качественной продукции.

А на привозном оборудовании его можно сделать?

Наша страна сейчас находится под санкциями, и это накладывает определенные ограничения. Но даже и без санкций практически невозможно убедить наших западных друзей продать нам оборудование. У нас есть свое оборудование - атомайзеры, но технология не отработана.

Эти атомайзеры выпускаются серийно?

Это не серийная продукция, и она делается под заказ. Это высокая технология - ее нельзя в гараже сделать. А вот саму печатающую установку поставить в гараже можно, они везде в гаражах уже и стоят. При этом за рубежом килограмм порошка стоит 500 долларов, у нас он стоит 1100 долларов, а его себестоимость - порядка 50 долларов. Эконономика понятна.

А как же быть-то?

Нужна ФЦП для НИОКР, и по другому никак не получится. Есть институт авиационных материалов (ВИАМ), который производит опытные партии. А если масштабировать эти виамовские технологии? Можно украсть технолога виамовского, накачать его наркотиками… А если серьезно? При наличии ФЦП многие заводы будут иметь гарантии того, что этот порошок будет куплен. Таких заводов много, мы их знаем - например, воронежский завод, с которым мы имели две недели назад беседу. Они нам открытым текстом сказали - сделайте Федеральную целевую программу, через полгода у вас будет этот порошок.

Но неужели никого не привлекает озвученная вами выше экономика?

У нас [в отрасли] бюджетные организации. Их эта экономика не интересует.

А скажем частный металлургический завод?

Не потянет. Нужна научная составляющая, производственная и технологическая.