Единый федеральный номер

(звонок по России бесплатный)

8 (800) 505-45-07

info@natsprom.ru

Национальная Промышленность

Межрегиональная общественная организация


Екатерина Попова: Центробанк не должен создавать дефицит денежной массы

Для помощи предприятиям нужно запустить механизм их кредитования

Председатель комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина Попова рассказала председателю правления МРОО “Национальная промышленность” Евгению Уварову о позитивных сценариях развития российской экономики.

Добрый день! Хотелось бы начать наш разговор с вопроса о волатильности курса рубля. Скажите, вы, как экономист, можете дать какой-то прогноз по этому вопросу?

Динамика курса рубля - это многофакторный процесс, который не следует упрощать. На курс рубля влияет не только цена на нефть. Например, в девяностые цена на нефть была крайне низкой. Но даже в таких условиях - при 15, а то и 10 долларах за баррель правительству Евгения Максимовича Примакова удалось стабилизировать ситуацию в российской экономике, несмотря на то, что средств в бюджете не было. Я думаю, что многое будет зависеть от искусства нашего правительства - от того, какие меры оно примет. Потому что, как показывает история, даже при дешевой нефти можно принять правильные меры, способствующие экономическому росту.

Мы говорили неоднократно на заседаниях ТПП о том, что в России есть резерв экономического роста, позволяющий задействовать неиспользуемые в промышленности экономические мощности. Во многих регионах сейчас простаивают производства - причем, производства самые современные. Это говорит о некачественном госрегулировании, в том числе и внутри больших госкорпораций, например В ОПК. Нужно решить вопросы рационального использования производственных мощностей, например в ОПК, рационального использования наших природных ресурсов.

Все эти меры должны быть просчитаны, в том числе и математически. Ведь у нас по сравнению с другими странами не хватает денежной массы в обращении - она в несколько раз ниже чем в США, например. Неомонетаристская, либеральная политика подразумевает, что увеличение денег в обращении вызывает инфляцию. Увеличение денежной массы - это важный расчетный фактор - но, как показывают расчеты экономистов, далеко не самый главный.

Инфляцию вызывают и другие факторы, в том числе и тарифы естественных монополий. Вот этот многофакторный характер инфляции надо просчитать, просчитать, сколько для нашей экономики надо рублей для инвестирования в производство - чтобы был нормальный баланс между производством и денежной массой. Нельзя допустить перегибов и излишней эмиссии - но в то же время, это недофинансирование сейчас чувствуется везде. Промышленники говорят “мы просто умираем от отсутствия денег”. Недавнее повышение ставок рефинансирования ЦБ просто заморозило инвестиции в промышленность,очень много фирм обанкротилось - особенно тех, что зависели от кредитов.

Фонд развития промышленности, созданный в соответствии с законом о промышленной политике, помогает предпринимателям - но он сейчас фактически исчерпан. На нашем последнем заседании академик Данилов-Данильян обратился к президенту и сообщил о необходимости дофинансирования фонда. Но получается, что фонд работает, нивелируя негативный эффект от политики Центрального Банка. Поэтому здесь все-таки нужно сбалансировать политику Центрального и банка - и, как Глазьев говорил, ориентироваться на него все-таки скорее как на банк развития, чтобы он способствовал не замораживанию промышленности, а ее стимулированию и развитию. Этот вопрос был задан президенту на пленарном заседании, Владимир Владимирович ответил, что нужно быть очень осторожным для того, чтобы не допустить избыточной эмиссии.

На помощь Центральному банку должны прийти наши экономисты, которые должны просчитать экономическую модель и составить прогноз необходимой для стимулирования промышленности денежной массы. Конечно, еще очень важно, чтобы эти деньги не ушли на финансовые рынки и не были использованы в спекулятивных целях, вызвав новый виток инфляции. Их нужно использовать только целевым образом и строго проверять характер финансирования. Очень много зависит от того, как будет вести себя правительство, насколько оно прислушается к мнению промышленников и экономистов, которые такие предложения выдвигают. Много также предложений по валютным ограничениям, но тут тоже важно не перегнуть палку - выбрать из этих валютных ограничений те, которые не повредят сложившимся экономическим отношениям. Подходить ко всему этому надо взвешенно - но делать это нужно. Сейчас не то время, чтобы действовать устаревшими монетаристскими методами.

На видео: Екатерина Попова, председатель комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России и Евгений Уваров, председатель правления МРОО "Национальная промышленность"

То есть просто манипуляциями с ситуацией не справится?

Нужна система мер, которая позволит правильно регулировать экономику. Вот, говорят, что государства нужно меньше в экономике - не понимая, о чем именно идет речь. Под этим часто и довольно безграмотно понимают какие-то административные барьеры, госсобственность - но на деле это ведь, прежде всего, присутствие в экономике, ее регулирование - то, которое например осуществляет ЦБ. Поэтому в сложной экономической ситуации именно от поведения центрального банка и правительства зависит успех или неудача. Ни один кризис, ни одна сложная экономическая ситуация не может быть разрешена без участия правительства. То есть сам по себе рынок - ничего сделать не сможет. Предприниматели высказали свои пожелания правительству, и надо прислушаться к ним. По итогам съезда ТПП РФ - к нам приходил президент, внимательно слушал все предложения бизнеса, записывал, давал поручения здесь же присутствовавшим членам правительства. Хотелось бы, чтобы наши чиновники учитывали мнение реальных хозяйственников и того, что происходит в стране. А что будет с рублем - зависит от политики, от способности правительства грамотно сбалансировать эти вещи. В целом ситуация, если ничего не изменить - несет в себе негативные тенденции. Очень много факторов влияет на цену нефти, в том числе и разработка энергосберегающих технологий, и Иран, с которого сняли санкции. Как будет осуществляться политика стран ОПЕК по отношению к нефти? Как будет развиваться война на ближнем Востоке? Очень сложно дать ответы на эти вопросы.

Потребности мировой экономики в нефти будут падать, поэтому мы уже давно говорили, в том числе и наш комитет с самого начала его образования - что мы имеем большие природные богатства, и это хорошо, но мы должны увеличивать капитализацию отечественных компаний, идущих по несырьевому пути развития. Я бы даже проанализировала опыт правительства Евгения Максимовича Примкова в 1998 году. И правительство за восемь месяцев вывело страну на траекторию экономического роста. Я согласна с мнением академика Глазьева, что за последние годы напечатаны триллионы долларов, это огромная денежная масса, которая позволяет спекулянтам наносить огромный вред нашей национальной экономике. Спекулянты, объединившись с определенными целями, могу еще больше обрушить нашу национальную валюту. Поэтому не принимать здесь четких государственных мер очень сложно. Я думаю, при определенном желании спекулянты, объединившись в антироссийских целях, могут обрушить рубль еще больше, чем сейчас.

Поэтому, чтобы иметь какую-то определенность, нужно прислушиваться к мнениям, которые высказывает наша академия наук, и на возможность - то что даже говорили наши зарубежные коллеги, профессор (?) из Великобритании, что в сложные времена он советует ориентироваться на опыт Германии - а немецкие банки в сложные времена ориентировались именно на то, чтобы вкладывать деньги в конкретные проекты. Я сама там проходила практику, правда много лет назад - у них есть сильнейшие департаменты, которые обсчитывают крупные проекты и выделяют деньги именно на конкретные цели. Например, драйвером развития экономики может стать развитие дорожных сетей на Дальнем Востоке и в Сибири. Так и Рузвельт делал, да и все страны. Тут ничего нового нет. Но финансирование должно выделяться под конкретные цели! Просто так напечатать и раздать - ничего не получится.

Конечно, я совершенно с вами согласен, и считаю, что только такими мерами - эмиссией под конкретные большие задачи - и можно помочь российской экономике. Ну и, в продолжение темы перспектив -я понял что тут действительно многое будет зависеть от программ правительства. Что можно посоветовать гражданам России, получающим зарплату в рублях? Как их сберечь, куда вкладывать?

Это зависит от того, какие у человека накопления. Может быть, я бы посоветовала бы вложить в недвижимость, почему бы и нет. Это надежное вложение, хотя цены на недвижимость будут падать. Хотя, тем кто зарабатывает неплохо, будут иметь возможность посмотреть на падение цен на недвижимость. Это, может быть, одно из надежных вложений. Что касается обмена на валюту зарубежную, это тоже можно сделать - как говорят наши экономисты, деньги нужно хранить во всем понемножку - в долларах, евро, рублях. Конечно, инфляция очень высокая, здесь я думаю что большинство наших граждан сейчас не имеет возможность копить средства. Я думаю что лучше все же вкладывать их в недвижимость.

Как вы оцениваете действия правительства в текущей экономической ситуации?

Правительство - это сложное понятие, совокупность разных министерств, ведомств - это и Минфин, и Минэкономразвития, и Минэнерго. Разные ведомства работают по разному - но вот мы провели недавно заседание, по перспективам создания у нас Госплана. Конечно, ни в коем случае не как в Советском союзе, и пригласили очень интересных людей, ученых наших, и представителей правительства, и также заместителя министра экономика Татарстана. Они давно уже внедрили, много лет назад, систему индикативного управления экономикой. Кстати, она во многих странах есть, она используется и в США, и в Европе. Эта вот застарелая мысль, что рынок все решит - она настолько глупа, и она совершенно не соответствует действительности.

Рынок, активный рынок с частными предпринимателями - если его никак не регулировать, он убивает сам себя - превращается в монополии, а монополии назначают цену, убивающие экономику. Такая ситуация была у Рузвельта, когда молоко в 1933 году выливали в канаву - и тогда он ввел систему регулирования экономики. Он принял тогда несколько десятков законов, регулирующих экономику, у которой были проблемы с перепроизводством. Но вот что такое дикий рынок, к чему он привел - довел Рузвельта до инфаркта. Это было сто лет назад, нигде больше нет этого дикого рынка, государство везде регулирует бизнес. Поэтому государство должно выступить как общенациональный лидер и ставить задачи. Ну разве может частная компания, какая бы хорошая она ни была, поставить задачу удвоить ВВП и выполнить ее, организуя вокруг себя всех остальных? Государство должно с бизнесом иметь демократические, партнерские отношения. Индикативное управление не подразумевает, что мы должны как в советское время эти предприятия трясти и заставлять выполнять план, а иначе мы вас на Колыму. Это никак не он сами этого хотят, они сами - регионы, сколько я говорила с бизнесом. Если мы говорим об истинной демократии, то вот она - демократия - это когда управляет народ.

Регионы хотят согласовывать свои стратегии развития со стратегией государства в целом. Мы выступили с инициативой, чтобы в закон о стратегическом планировании, который сейчас не выполняется, включить пятилетние индикативные планы. У нас не десятки, а сотни тысяч документов, посвященных стратегическому планированию накоплены. Созрело как на дрожжах все это на что не обращалось внимание ранее. Созрело огромное количество стратегий по каждой отрасли, в энергетике - штук пять или семь разных стратегий, есть несколько разных стратегий развития космической отрасли. Их все между собой надо увязать, тем более что у нас сейчас есть все, чего не было в советском союзе - есть информационные технологии. Я иногда думаю - а что, если в советское время у нас были бы информационные технологии? Математическое моделирование нужно. То есть мы не можем сделать вот только ультимативными приказами действовать -тут нужна слаженная система взаимодействия государства, бизнеса. Комиссии по модернизации во Франции - они тоже создавались из депутатов, из местных властей.

Первая итерация - это запланировать пути развития регионов, а они свои стратегии выстраивают вместе с бизнесом. Компании обсуждают с местными властями пути развития. Похожим образом поступал де Голль - автомобильные промышленники обещали ему достичь определенных показателей к некоему времени, а он в ответ давал им налоговые льготы. То есть вот эти все пути взаимодействия есть, и их можно организовать демократическими образом. Вообще в любой ситуации планирование очень полезно для экономического роста. Я была удивлена и очень обрадована тем, что представители Минэкономразвития, стратегического департамента, территориального планирования - сказали, что им очень важно организованное нами общение с бизнесом. Которое уже создано, что они хотели бы такие совещания чуть ли не каждые две недели проводить. Также важным оказалось для них общение с Татарстаном, где уже создана индикативная система управления экономикой, и ее надо только масштабировать.

Люди из Минэкономразвития понимают, что это очень важно для страны, и они сейчас делают все - но у них не хватает сил. Нужно очень большое количество документов упорядочить в единую систему. Но, конечно, система стратегического управления экономикой - это не только система документов. Нужно создать новый математический центр создать разработать пятилетние планы. И тогда мы выполнить ту задачу, которую перед нами поставил президент - удвоить ВВП, и еще выполнить разнообразные важные социальные задачи. Кстати, план по удвоению ВВП ставился во Франции, и был там успешно выполнен. В течение 50 лет после войны там ставились индикативные планы, до 2000 года. Потом стратегическое планирование стало выполняться посредством комплексных соглашений между государством и регионами. Вот, берите чужой успешный опыт и используйте! Я считаю, что тех, кого у нас называют либералами, нельзя так называть - это просто безграмотные люди, а не либералы. Или лентяи. Потому что если вы так любите рыночную экономику - берите США и учитесь у них. У них же даже госзакупки проходят через строгую систему, и у них есть планирование и программирование бюджета обязательно происходят.

Поэтому баланс - это еще одна вещь, которую мы предложили - и балансовый метод. Институт, в котором я сейчас работаю, делает научные прогнозы железнодорожных перевозок. Но он не может сделать ни один прогноз железнодорожных перевозок, не имея таких балансов. Говорили, что эти балансы были только в социалистической экономике. Посмотрите на Соединенные Штаты - там каждый штат планирует свое развитие, в том числе, и при помощи межотраслевого баланса. Такие балансы выстраиваются при помощи линейной алгебры, и это очень сложная математика. Можно строить их на основе матриц, это то, о чем говорил академик Леонтьев. То, что говорили еще в самом начале девяностых - будьте осторожны, балансы вам будут нужны, элементы планирования экономики есть во всем мире. Сохраните Госплан, просто переориентируйте его на работу в рыночных условиях. Поэтому, сейчас ростки этого в Минэкономразвия есть, их нужно усилить и направить в нужное русло.

Что касается Минпромторга - я вижу, что там есть много талантливых заместителей министра, там много хороших предложений по поддержке бизнеса. Предприниматели этими программами очень довольны - многие предприятия поднялись именно при помощи этих программ. Во многом, министерство способствует своей политикой развитию национальной промышленности. Центральный банк - от него очень многое зависит. Мне представляется, что Центральный банк и Министерство финансов могли бы проводить более активную политику поддержки экономики. Не создавать дефицит денежной массы. Ведь в других странах ставки центральных банков близки у нулю, а у нас они очень велики. Надо стимулировать экономический рост и шире смотреть на роль центральных банков в системе. Сейчас происходит ломка экономических взглядов не только в России, но и в мире - потому что неолиберализм способствовал диким спекуляциям, созданию финансовых пирамид и подрыву мировой экономики. Поэтому подход нужно менять, и делать политику более привязанной не к виртуальным рынкам, а к принятию решений на уровне межгосударственных институтов. Потому что хаотическое развитие ведет к военным конфликтам, которые не нужны никому.

Согласен с вами. Государство наше вводит меры защиты от финансовых пирамид, которые выстраиваются в мировом экономическом пространстве. Я считаю, что мы должны думать прежде всего о структуре своей собственной экономики. Скажите, с чего, по вашему мнению, нужно начинать оздоровление российских промышленных предприятий?

Все предприятия находятся в разной ситуации. Я уже говорила, что есть заводы новые, оборудованные с иголочки - и они не работают. На мой взгляд, следует выбрать предприятия, развитие которых может иметь мультипликативный эффект для экономики, и оказывать им государственную поддержку.

А что вы думаете о предзаказе для предприятий со стороны государства? Насколько такой предзаказ сможет служить для них драйвером роста?

Такой предзаказ есть - например, программа Гособоронзаказа формируется с учетом продукции определенных предприятий, и сейчас эта программа финансируется хорошо. Нужно смотреть конкретно, в зависимости от отрасли - общих рецептов здесь дать невозможно. Все заводы разные, все находятся в различной ситуации - есть заводы, которые и обновлять не нужно, они просто стоят - и их нужно всего лишь запустить. Там главное наладить кооперацию внутри крупных оборонных холдингов - потому что они между собой ведут конкуренцию, и результатом этой конкуренции является остановка крупных современных производств. Вообще, для того, чтобы помочь предприятиям - нужно запустить механизм их кредитования. Основное негативное воздействие санкций заключается в том, что у нас сейчас нет долгосрочного финансирования - осталось только краткосрочное.

Как же сделать так, чтобы российские инвесторы не выводили бы капитал из России, а вкладывали бы в нее? Это ведь очень важный момент - может быть, россиянам стоит вкладывать свои средства в развитие собственной экономики?

Много лет назад, еще когда я начинала работать чиновником - тогда еще в правительстве Черномырдина - остро стоял вопрос утечки капитала - и мы собирали документы о том, как эти вопросы решались в других странах. Очень много рецептов по амнистию капитала. Да и президент сейчас ее объявил. Я думаю, нужно привлекать капитал в Россию и освобождать от уголовного преследования - потому что если человек готов вложить средства в развитие собственной страны, нужно давать ему гарантию их неприкосновенности. Это принесет пользу, и надо на это идти. Нужно, чтобы люди не боялись этого делать - создать для них условия и освободить от уголовного преследования. Если человек вложит большие деньги в Россию - тем самым он искупит свои грехи.

Допустим, запускаются все эти необходимые процессы - работы по Госплану, подходим к сбалансированности, решаются вопросы финансирования проектов. При благополучном стечении обстоятельств, сколько времени потребуется нашей стране, чтобы качественно завершить процесс импортощамещения и перейти к производству основных товаров в России?

Не буду лукавить, это будет зависеть от таланта тех людей, которые будут это делать. Я думаю, надо влить какие-то новые силы в наше правительство - найти таких людей, которые могли бы создать работающие планы развития. Мы так и сказали - мы ставим самоцелью создания госкомитета по стратегическому планированию и не стремимся занять какие-то руководящие места. Мы просто стремимся улучшить экономику страны. Можно сделать Госплан на базе существующих министерств - но для этого у них должно быть больше полномочий, чем у этих министерств. Такая организация должна курировать все экономическое развитие и давать указания - и Минфину, и Центральному банку, и министерству промышленности, и другим министерствам. С учетом того, что нынешнее Минэкономразвития имело корни в Госплане, надо лучшее взять из существующей практики - и можно и отдельные госкомитеты, а можно использовать то, что есть. Сейчас Минэкономразвития слилось с Минрегионом. А без регионального планирования никаких пятилетних планов у нас не будет. Почему они нужны для России? Потому что Россия отличается от многих других стран еще и тем, что она - огромная страна.

На нашем круглом столе выступали люди, которые еще застали Госплан и помнят методологию планирования. По их мнению, региональное развитие в стране организовано бездарно - вот, например, карта железных дорог отражает это в полной мере. В Сибири и Дальнем Востоке - огромная пустота, а в европейской части - раздуваемые до бесконечности городские агломерации.

Надо развивать малые города России, заниматься региональным развитием. Даже в царское время региональному развитию уделялось больше внимания, чем сейчас. Возвращаясь к вашему вопросу - все зависит от людей. Вот, например, при Сталине вопрос с импортозамещением решался просто - закупались целые производства. Другое дело, что сталинские методы были жесткими, и нам такие не нужны. При грамотных, цивилизованных методах результаты могут быть достигнуты быстро - например, правительство Евгения Максимовича Примакова за 8 месяцев значительно улучшило ситуацию в экономику, при том что цены на нефть были гораздо ниже нынешних. То есть, не нужно придумывать ничего нового - есть мировой опыт, есть опыт Рузвельта, он быстро справился с Великой депрессией. Главное, человек на такой должности должен иметь два качества - быть грамотным экономистом и патриотом своей страны. Если в человеке эти два качества соединяются, то он может сделать очень много.

Согласен, и хотел бы поддержать вашу точку зрения по поводу развития регионов и городов. Хотелось бы вспомнить период Великой Отечественной войны, когда именно на региональные города легла основная нагрузка. Хочется верить, что грамотное региональное развитие станет залогом глобальной безопасности нашей страны. Скажите, на ваш взгляд, такая организация предпринимателей, как “Национальная промышленность” - может ли она эффективно включиться в качестве обособленного подразделения включиться в работу министерства, ведомств, других структур - чтобы взять на себя часть этой работы?

Сейчас созданы общественные советы при Министерствах - при Минпромторге, при Минэкономразвития. Именно с той целью, о которой вы говорите - с целью обмена опытом между различными общественными организациями. Это задача Торгово-промышленной палаты и российского союза промышленников - она заключается в том, чтобы контактировать с такими организациями, как ваша, доводить мнение бизнеса до правительства и президента. Палата имеет право законодательной инициативы. Мы открыты для взаимодействия с вашим объединением, тем более, что мы отчитываемся о том, сколько предложений мы внесли в законодательные акты, в Государственную Думу. Все эти рычаги есть, как в плане налоговой, так и в плане бюджетной политики.


© Межрегиональная общественная организация "Национальная Промышленность"