Единый федеральный номер

(звонок по России бесплатный)

8 (800) 505-45-70

info@natsprom.ru

Национальная Промышленность

Межрегиональная общественная организация


Сергей Тен: Дорогу недостаточно построить, ее еще нужно сохранить!

Зампред комитета ГД по транспорту рассказывает о проблемах российской дорожной отрасли

На фото:депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Юрьевич Тен и председатель правления межрегиональной общественной организации Евгений Борисович Уваров.

«Примером для меня всегда был мой отец: человек с активной жизненной позицией. Когда он создал предприятие по строительству дорог, мне было лет двенадцать, потом, в десятом классе, нарисовал организационную структуру предприятия и расписал, кого из друзей и одноклассников я бы поставил и на какие места», - вспоминает депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель Председателя Комитета по транспорту Сергей Юрьевич Тен. О жизни, о работе, о планах и мечтах Председатель Правления межрегиональной общественной организации Евгений Борисович Уваров беседовал с Сергеем Юрьевичем Теном в его по-рабочему уютном кабинете нижней палаты Российского Парламента.

Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто помогал вам рпзвиваться - отец, окружение?

Что касается моего отца, Юрия Михайловича Тена, он всегда позволял мне выбирать собственный путь, ничего мне не навязывал. Я мог развиваться, исходя из собственных предпочтений. Он старался, чтобы наши отношения были конструктивными и партнерскими. Что касается окружения, конечно, оно было заметным: Алексей Иннокентьевич Федоров, Сергей Викторович Чемезов, Евгений Павлович Велихов, Николай Иванович Рыжков, Виталий Борисович Шуба. Люди, которые в определенные моменты нашей истории брали на себя ответственность и продолжают это делать, кто в экономическом, кто в политическом блоке.

Я так понял, что семья сыграла большую роль в формировании Вас как личности, но при этом, давая возможность самому принимать решения? И сама жизнь все-таки вела Вас по этому пути и сводила с нужными людьми?

Может, это громко и пафосно прозвучит, но я считаю себя человеком с активной жизненной позицией. Все зависит от тех ресурсов, что у тебя есть. Мне повезло в жизни с фамилией. Я считаю, что мой самый главный ресурс – доброе имя моих родителей. Сложилась так, что учиться мне пришлось «по Бразильской системе», как в том Ералаше, ты на воротах, а ворота – витрина магазина. Отца не стало, когда мне было 25…И за плечами предприятие, на котором работает более 4 тысяч человек. Перед собой поставил задачу – дожить до конца года. Если компания к тому времени сохраниться, значит, долг выполнен. Мое глубокое убеждение, чтобы стать грамотным дорожником, нужно прожить три строительных сезона: на первом ты совершаешь ошибки, на втором их исправляешь, а на третьем шлифуешь шероховатости. Выстоять помог ,в том числе, и опыт студенческих строительных отрядов и знание нюансов работы предприятия изнутри, я начинал в «Труде» стажером юридического отдела, затем возглавил агропромышленное направление компании.

Вы являетесь заместителем комитета по транспорту ГД. Какая основная проблема отрасли в стране сегодня?

Роль дорожной отрасли в экономике нашей стороны сильно недооценена. За последние 15 лет количество автомобилей выросло более чем на 220 процентов, а финансирование на дороги сократилось на 40 процентов в сопоставимых ценах! В прошлом году приостановлены практически все новые контракты. Федеральное дорожное агентство достраивает начатые ранее проекты, перспектива 2017 года практически не просматривается. Сегодня у нас нет модели, которая позволила бы оценивать, что мы приобретаем в случае реализации транспортного проекта и сколько теряем, в случае задержки в его реализации. Транспортная инфраструктура - это двигатель экономики и нам пора это осознать.

Второй момент. У нас создалась своего рода иллюзия, при которой законодательно дорожные фонды разных уровней есть, однако уровень их обеспеченности разнится в десятки раз. В 2014 году по данным ассоциации РАДОР недофинансирование субъектами своих Региональных дорожных фондов по сравнению с 2012 годом увеличилось на 9 млрд рублей и составляет более 30 млрд рублей, в этом году тенденция сохраняется. При этом, финансирование региональных дорог на содержание и ремонты составляет чуть более 18 процентов от норматива.

На фото:депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Юрьевич Тен.

Третий момент – дороги необходимо не только строить, их надо сохранять. Иначе, мы триллион рублей каждый год просто закапываем в землю.

Что делать, и что вы делаете, как депутат Государственной думы РФ, ответственный за дорожное направление?

Сегодня мы предлагаем правительству ряд изменений в Бюджетный кодекс, которые направлены на гарантированное поступление в полном объёме всех предусмотренных законодательством ассигнований в региональные дорожные фонды, однако данное предложение не поддерживается Минфином, так как рассматривается, как инструмент дотирования социальной сферы. В настоящее время в завершающую стадию выходит разработка нормативных актов по правилам предоставления трансфертов на условиях Государственно-частного партнерства в регионах, а также методика отбора проектов. Правила будет утверждать Правительство РФ, методику – Министерство транспорта. Реализация проекта должна быть по ФЗ «О концессиях». Что касается ФЗ 44, то, на мой взгляд, контракт жизненного цикла (КЖЦ) заработает только после того, как будут внесены изменения в действующую редакцию постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».

Суть изменений в том, что у дорожников появиться не только возможность проектирования и строительства объектов, но и заключения контрактов на искусственные сооружения, элементы благоустройства и объекты дорожного сервиса. Это позволит, к примеру, заключать контракты КЖЦ на освещение участков автомобильных дорог с сервисными компаниями, которые активно внедряют инновационные технологии, что в свою очередь, повысит эффективность использования средств дорожных фондов.

В ходе работы Шестой Государственной Думы РФ нашим Экспертным советом по дорожному хозяйству проведена колоссальная работа по принятию ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену 94-ФЗ. Однако, нам так и не удалось убедить ФАС в части необоснованности уровня демпинга для государственных и муниципальных закупок на уровне 25%. Работа продолжается. Мной разработан закон «О недрах», основное положение которого – участки недр предоставляются субъекту предпринимательской деятельности, заключившему контракт на выполнение работ в отношении автомобильных или железных дорог, без проведения аукциона и на срок реализации проекта. У нас, как у разработчиков поправок, стояла одна задача: сократить сроки строительства линейных объектов и уменьшить их стоимость, - это именно те приоритеты, что поставил президент России на заседании Президиума Госсовета в Новосибирске в октябре 2014 года. Сама проблема, довольно коррупционная в которой порой пересекаются интересы и местной, региональной и федеральной власти.

Есть такая проблема, что материалы для строительства дорог идентичны по всей стране. Я слышал от разных людей, которые занимаются дорожной инфраструктурой, что в разных регионах страны дороги надо строить из разных материалов. Но они говорят, что тяжело пробиться с предложением строить в разных климатических условиях разные дороги. В нашу организацию «Национальная промышленность» с такими предложениями обращаются предприниматели? Что скажите?

Безусловно, инерционность у нас в государстве присутствует, и инновации пробиваются достаточно сложно - это факт, с которым сложно поспорить. Тем не менее, все зависит от людей: если эффективно работает грамотный управленец, то тема двигается. У нас есть такие руководители министерств и федеральных агентств, которые совершенно искренне хотят, чтобы отрасль развивалась. Другой вопрос о том, как выстраиваются отношения со смежными структурами: ты же не в вакууме живешь, и не можешь один всем этим распоряжаться. И успех или неуспех одного региона зависит, прежде всего, от губернатора и его команды. У нас есть масса примеров того, как ресурсные регионы с ресурсов своих ничего и не имеют, и наоборот, много случаев, когда голое поле процветает, и туда приходят инвесторы.

В чем заключается ваша стратегическая задача, как человека, который занимается дорогами в нашей стране?

Довести до завершения законодательные инициативы по сохранности дорог, как с физической точки зрения, так и с точки зрения функционирования дорожных фондов.

Касательно нагрузок на дороги: будут ли увеличиваться проектные нормы при строительстве дорог с учетом современных нагрузок?

В весеннюю сессию 2015 года Государственной Думой РФ принят законопроект, позволяющий ужесточить контроль за дорогами. Законопроектом предусмотрены ответственность за осуществление отгрузки с превышением установленных требований по массам и нагрузкам на ось. Летом должны заработать посты весового контроля, работающие в автоматическом режиме. В настоящий момент приняты необходимые подзаконные акты, позволяющие использовать их для государственного регулирования. Такие посты уже есть на федеральных дорогах и в некоторых передовых регионах (Новосибирске, Татарстане, Оренбурге). По региональной сети дорог перспектива пока просматривается с трудом.

На фото:депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Юрьевич Тен и председатель правления межрегиональной общественной организации Евгений Борисович Уваров.

Скажите, насколько возможно импортозамещение в России в транспортной сфере?

Сегодняшний день в России заработали важнейшие для промышленности механизмы. Это стало возможным благодаря принятому в июле прошлого года закону «О промышленной политике», который разрабатывался совместно с «Союзом машиностроителей России». Вступил в силу закон «О стандартизации», который дает возможность правоприменения национальных стандартов. В полную силу работает Фонд развития промышленности, на сегодня заявлено уже 1300 проектов. Одобрено 74 долгосрочных займа на сумму около 25 миллиардов рублей. Заработало 20 отраслевых программ импортозамещения: в легкой, авиационной, автомобильной, станкоинструментальной, лесной, химической, радиоэлектронной, медицинской промышленности, а также черной и цветной металлургии, в транспортном, энергетическом, нефтегазовом машиностроении. Определены предприятия, участвующие в этих программах, и меры стимулирования этих предприятий с учетом их специфики. Мы ведь понимаем, что нельзя решить все проблемы, которые накопились за последние десятилетия одним росчерком пера. Нужны технологии, профессиональные кадры – это время.

Расскажите о своей благотворительной деятельности? Ваш фонд ведь носит имя вашего отца?

Да, нашему фонду в этом году исполняется 20 лет. Когда мой отец Юрий Михайлович Тен его создавал, ему говорили – это конъектура, ты создаешь его под выборы. Как говориться, время все расставила по своим местам. Отца нет уже с нами более 10 лет, а фонд его имени работает. Главное, что нам удалось – это создать в Иркутской области сообщество неравнодушных людей: предпринимателей, деятелей искусства, волонтеров. Фонд Юрия Тена сегодня называют оператором благотворительности в регионе и это самое главное наше репутационное преимущество. У нас проходит более 20 крупномасштабных мероприятий в год.

И основное наше направление – это помощь и поддержка нашего подрастающего поколения. Мы работаем с детскими больницами, отправляем детей на лечение в ведущие отечественные и зарубежные клиники, реализуем социальные проекты среди молодежных общественных организаций, оказываем поддержку одаренным детям Приангарья. Дел и проектов много, главное, что они находят живой отклик среди людей и сегодня благотворительность перестает ассоциироваться с какими-то PR-вещами, выходит на качественно новый уровень. Это важно, на мой взгляд.

Вижу на стене у Вас фото с Президентом России Владимиром Владимировичем? Где оно было сделано?

Снимок сделан на участке дороги «Амур» Чита-Хабаровск, в зоне ответственности предприятия АО «Труд», генеральным директором которого я был на тот момент.

В итоге машины прошли испытания нашими дорогами?

Прошли, причем одну из трех желтых «Лада-Калин» подарили моему рабочему. Игорь Левитин, тогда попросил подобрать достойного человека, которому не стыдно было бы подарить машину. И мы в лучших советских традициях выбрали передовика производства, который длительное время проработал в нашей бригаде вместе с двумя своими сыновьями. Собрали человек 30 работников с двух или трех предприятий и наградили. И Владимир Путин прямо по телевизору сказал, что “Калину” в подарок получит Олег Трушин, наш сотрудник, работавший на установке по производству дробильных материалов.

Сам бригадир узнал об этом подарке минут за двадцать до события. В коллективе все знали, но никто не проговорился. Вообще, с «Амуром» связано много воспоминаний. «Труд» на ней работал с 1996 года. Именно здесь мы ввели в эксплуатацию 250 км за сезон, больше такого в современной России не было.


© Межрегиональная общественная организация "Национальная Промышленность"